Новости

24 сентября 2022 года на базе МБУК «Незнамовский ЦКР» состоялся конкурс народной песни «Славянская душа».

Отделение «Музыкального фольклора» МБУ ДО «Детская музыкальная школа №5» представило на суд жюри солистов и ансамбли в различных возрастных категориях.

Учащиеся Варвара Кравченко (преподаватель Климова Л.И.), Виктория Базарова, Ульяна Панюшова, Татьяна Бугаева (преподаватель Плотникова Т.В.), а также фольклорные ансамбли «Первоцвет», «Родничок» и «Веретенце» достойно выступили на конкурсе, показав высокий уровень мастерства.

Желаем ребятам и педагогам успехов, дальнейшего творческого роста и с нетерпением ждем результатов конкурса!

Опубликовано ДМШ5 в Новости

Александр Николаевич Скрябин представляет собой интересную и достаточно мистическую фигуру конца XIX и начала XX века. Он всегда стремился к созданию нового и открывал совершенно иные по звучанию музыкально-колористические грани. Нельзя упускать из виду, что кроме неоспоримого дара к сочинительству Скрябин в совершенстве владел фортепиано и блестяще исполнял самые сложные с технической стороны произведения. Страсть к собственному делу сподвигла его на создание музыкальных шедевров – фортепианных прелюдий.

Любовь к творчеству Шопена не могла не отразиться на сочинениях композитора. Так за несколько лет, включающих в себя также годы активных гастролей по странам Европы, был создан Op. 11, состоящий из 24 прелюдий. Полностью сборник был написан в 1896.

Каждая из прелюдий – это маленький мир, сотканный из звуков. Скрябин словно художник старается яркими красками создать настоящий шедевр. У него получается невероятно яркое полотно, передающее богатый спектр эмоций. Можно вслушиваться в каждый звук и находить новые оттенки. Сложное в простом. В этом и заключается мастерство, в этом весь Скрябин.

Scriabin: 24 Preludes, Op.11 (Lettberg, Stanev)
А. Скрябин — Играет В. Софроницкий
Опубликовано ДМШ5 в Новости
«Прометей — это ведь активное начало, творческий принцип, это отвлеченный символ. Ведь и тот, мифический Прометей — это только раскрытие этого символа, сделанное для первобытного состояния сознания», — говорил композитор. Возможно, именно поэтому Скрябин и не предпослал сочинению развернутой программы, а ограничился емким названием. Произведение имеет и другое название — Поэма огня. Скрябин был вдохновлен грандиозным замыслом, волновавшим его и в предшествующих сочинениях: показать победу могучей человеческой воли, торжества жизни. В стремлении воплотить этот замысел он обратился к новому выразительному языку, отказавшись от традиционных норм гармонии, введя свет как новое выразительное средство. Световая строка в «Прометее» должна была стать, с одной стороны, воплощением его видения музыкальных тонов, но в то же время передавать и более общий смысл — единения разных искусств во всеобъемлющей «Мистерии», идея которой на протяжении многих лет волновала композитора, но так и осталась неосуществленной. Однако, что именно представляла собой световая строка (Luce) партитуры, Скрябин не объяснил. Многие исследователи его творчества безуспешно пытались расшифровать ее. На московской премьере «Прометей» исполнялся без световой строки, так как, по словам композитора, аппарат для ее воплощения оказался слишком сложным и его не успели сделать. В последний момент Скрябин сделал пометку в партитуре: «Может исполняться без световой строки». 30 марта 1915 года цветовое исполнение состоялось в Нью-Йорке, причем аппаратура для этого готовилась в течение двух лет. Но отсутствие автора привело к произвольной трактовке световых эффектов. 
 
Скрябин. «Прометей» («Поэма огня»). Исполнение со световой партитурой.
Опубликовано ДМШ5 в Новости

Шатковская Анна Григорьевна (Композиция)

Композитор, пианистка, преподаватель колледжа музыкально-театрального искусства им. Г.П. Вишневской, член Союза композиторов Москвы и России.

Училась в колледже им. Ипполитова — Иванова на 2-х отделениях: специального фортепиано (класс Н.С. Бельфор) и теория музыки, а затем продолжила обучение в Московской консерватории им. П.И. Чайковского. Консерватория и общение с профессором Ю.В. Воронцовым (композиция), проф. К.С. Хачатуряном (инструментовка) и проф. А.С. Семёновым (орган) заложили профессиональную основу на пути к свободе выражения.

Анна Шатковская – лауреат российских и международных конкурсов и фестивалей по композиции и камерному ансамблю, обладатель Гран-при Международного конкурса им. И.О. Дунаевского в номинации «Произведение для музыкального театра». Лауреат 1 премии СТАМ — фестиваля 2019 года.

Опубликовано ДМШ5 в Новости

23 сентября 2022 года в рамках сетевого взаимодействия учащиеся и преподаватели ДМШ № 5 приняли участие в мероприятии Д/С № 123 «Тополек».

Участников проекта «Культурный сезон «Семейный калейдоскоп», воспитанников детского сада и их родителей, радовали своим творчеством солистка фольклорного отделения Кравченко Варвара и концертмейстер Ванеев С.Г. (класс преподавателя Климовой Л.И.). Яркое выступление артистов было тепло воспринято слушателями и сопровождалось бурными продолжительными аплодисментами. 

Опубликовано ДМШ5 в Новости

В начале XX века А. Скрябин работает над особенным симфоническим произведением, третьей симфонией.  Её премьера состоялась в Париже 29 мая 1905 года под управлением А. Никиша. Получившая заглавие «Божественная поэма», она знаменует собой наивысший расцвет творчества композитора. В ней отразились самые яркие стороны его дарования, нашли воплощение волновавшие его идеи.

Прекрасно понимавшая музыку композитора и его философские искания, Т. Шлецер написала к премьере Третьей симфонии литературную программу (на французском языке), которую композитор авторизовал. Она такова: «»Божественная поэма» представляет развитие человеческого духа, который, оторвавшись от прошлого, полного верований и тайн, преодолевает и ниспровергает это прошлое и, пройдя через пантеизм, приходит к упоительному и радост­ному утверждению своей свободы и своего единства со вселенной (божественного «я»)».

Первая часть — «Борения»: «Борьба между человеком — рабом личного Бога, верховного властителя мира, и могучим, свободным человеком, человеком-богом. Последний как будто торжествует. Но пока только разум поднимается до утверждения божественного «я», тогда как личная воля, еще слишком слабая, готова подпасть искушению пантеизма».

Вторая часть — «Наслаждения»: «Человек отдается радостям чувственного мира. Наслаждения опьяняют и убаюкивают его; он поглощен ими. Его личность растворяется в природе. И тогда-то из глубины его Александр Николаевич Скрябин существа поднимается сознание возвышенного, которое помогает ему преодолеть пассивное состояние своего человеческого «я»».

Третья часть, «Божественная игра»: «Дух, освобожденный, наконец, от всех уз, связывающих его с прошлым, исполненным покорности перед высшей силой, дух, производящий вселенную одной лишь властью своей творческой воли и сознающий себя единым с этой вселенной, отдается возвышенной радости свободной деятельности — «божественной игре»».

Третья симфония представляет особенный интерес потому, что как бы соединяет раннего Скрябина с поздним. В ней богато представлены различные оттенки мировоззрения композитора, весь его путь от «отчаяния» к «оптимизму» и от разочарования в жизни к лучезарному экстазу. Впервые в ней используется тот громадный состав оркестра, который далее будет использован в «Поэме экстаза» и «Прометее».

А.Скрябин. «Божественная поэма» (Дирижер А.Фельдман)

Опубликовано ДМШ5 в Новости

22 сентября 2022 года в Белгороде состоялись конкурсные прослушивания одаренных детей Белгородской области на соискание стипендии Благотворительного фонда «Новые имена» имени Иветты Вороновой. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

27 талантливых музыкантов  в возрасте от 8 до 16 лет выступили на сцене органного зала Белгородской государственной филармонии перед членами экспертной комиссии. Это талантливые ребята, обучающиеся в детских школах искусств, музыкальных школах региона по следующим специальностям: фортепиано, баян, аккордеон, гитара, домра, балалайка, скрипка, флейта, кларнет, труба, ударные инструменты, народный и академический вокал.

23 сентября  2022 года юные дарования приняли участие  в мастер-классах ведущих преподавателей лучших российских учебных заведений страны, среди которых: Пушкарев Владимир Иванович, Заслуженный артист РФ, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных (труба); Гасанов Эльмар Вагифович, преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (фортепиано); Шмельков Семен Владимирович, доцент Российской академии музыки им. Гнесиных (баян).

Поздравляем учащихся ДМШ № 5 Жулину Таисию, Маенкову Мирославу, Сакаеву Сабину и преподавателя Степанову Елену Викторовну с успешным выступлением во II туре. Желаем творческих достижений и ярких побед!!!

Опубликовано ДМШ5 в Новости

Проект Мистерии был грандиозен и фантастичен. Её контуры выстраивались в сознании композитора свыше десяти лет. Он понимал, что берётся за решение труднейшей задачи, но верил в реализацию великого духовного акта, призванного принести желанное освобождение человечеству. И всё же сомнения терзали душу композитора. Он решился на некий предварительный вариант воплощения Мистерии и сделал наброски так называемого «Предварительного действа» — грандиозного соборного спектакля, или Службы, в которой участвует всё человечество.

Опубликовано ДМШ5 в Новости

Концерт для фортепиано с оркестром фа-диез минор соч. 20 — произведение Александра Николаевича Скрябина, написанное им в 1897 году. Первое исполнение концерта прошло 11 (24) октября 1897 года в Одессе на вечере симфонической музыки местного отделения Русского музыкального общества. Автор исполнил партию солирующего инструмента, В. И. Сафонов дирижировал оркестром.

Концерт вошёл в русскую музыкальную классику, оставшись наряду с концертами П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова одним из высших достижений её в этом жанре.

Опубликовано ДМШ5 в Новости
Уважаемые друзья! Предлагаем к просмотру нескольких документальных фильмов о жизненном и творческом пути А.Н. Скрябина.
Александр Скрябин – известный русский композитор, пианист, педагог, представлял символизм в музыке, стал первым, кто использовал цвет при исполнении мелодии, именно от него пошло понятие «светомузыка».

Современники композитора считали, что он слишком рано ушел, бросил все на половине пути, который сам же и начертил, не завершил задуманное, не достигнув цели. Его жизнь была короткой, но это жизнь гениального человека, которая не укладывается в привычные стандарты. В музыке Скрябина слышится самобытность и глубокий патриотизм, она наполнена ослепительным ликованием и хрустальной лирикой, утонченным артистизмом и неудержимым порывом к радости, свету, счастью.

«Свет и тьма – мистерия жизни Александра Скрябина». Документальный фильм: https://m.youtube.com/watch?v=zK2i8Ty0wwA
 
Александр Скрябин. Иду сказать людям… (1986): https://m.youtube.com/watch?v=KZaj1YIHlsA
Гении. Александр Скрябин 2006: https://m.youtube.com/watch?v=VHU0g55TYCk

Опубликовано ДМШ5 в Новости