Интересная информация о Вашем инструменте!

Автор статьи: Фёдорова Е. А.

Юному виолончелисту.

Виолонче́ль — струнный смычковый музыкальный инструмент, известный с первой половины XVI века, такого же строения, что и скрипка или альт, однако значительно бо́льших размеров. Используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент. В отличие от скрипки и альта, на которые внешне она очень похожа, виолончель держат не в руках, а ставят вертикально. Интересно, что одно время на ней играли стоя, расположив на специальном стуле, только потом придумали шпиль, который упирается в пол, тем самым поддерживая инструмент.

Виолончели нет равных, когда нужно выразить в музыке печаль, отчаяние или глубокую лирику. Имея густой, насыщенный, певучий, проникновенный звук, виолончель часто напоминает тембр человеческого голоса. Иногда кажется, что она разговаривает и нараспев беседует с вами. Про человека мы бы сказали, что у него грудной голос, то есть идущий из глубины грудной клетки, а может быть и самой души. Именно таким завораживающим глубинным звуком и удивляет виолончель.

Происхождение слова. Название появилось в XIX веке в Италии, является уменьшительным от «виолоне» (violone) – контрабас, получается, что виолончель (violoncello) буквально – маленький контрабас. Оба слова образовались от «виола» (viola) — названия старинного струнного инструмента. Интересно, что виола (итал. и лат. viola) – это также название цветка (фиалки) и обозначение фиолетового и лилового цвета.

Старинные виолы звучали нежно, «матово», «бархатно», «фиолетово», отсюда такое поэтичное название. У инструментов был красиво изогнутый корпус, по форме тоже напоминающий цветок лесной фиалки (дека с «талией» посередине), и резонаторные отверстия в форме буквы «S», гриф заканчивался скульптурной деталью, чаще изящной женской головкой.

Существовали многочисленные разновидности виолончели, отличавшиеся друг от друга размерами, количеством струн, строем (чаще всего встречалась настройка на тон ниже современной).

В XVII—XVIII веках усилиями выдающихся музыкальных мастеров итальянских школ (Николо АматиДжузеппе ГварнериАнтонио СтрадивариКарло БергонциДоменико Монтаньяна и др.) была создана классическая модель виолончели с твёрдо устоявшимся размером корпуса. Современная виолончель полностью повторяет форму скрипки, только в несколько раз больше. Виолончель, как и скрипка, имеет всего четыре струны, но они намного длиннее и толще скрипичных; строй — квинтовый. Звук каждой струны имеет свою характерную окраску – тембр. Первая        (самая толстая) «До» — издает густые басовые звуки; вторая «Соль» — плотный звук, схожий с тембром баритона; третья «Ре» — звучит более матово, а четвертая «Ля» — светло и открыто. Диапазон звучания охватывает интервал пяти октав от ноты «до» большой октавы до ноты «ми» третьей октавы. Однако часто мастерство исполнителя позволяет брать ноты намного выше.

Смычо́к — приспособление для извлечения звука из струнных смычковых инструментов. Смычки бывают разных типов: скрипичный, альтовый, виолончельный и контрабасовый, т.е. для каждого инструмента свой. Важно также учитывать размер инструмента (например, 1/2 или 3/4), которому соответствует такой же размер смычка.

Привычное нам название «смычок» происходит от старославянского смыкати – тащить, волочить. Есть в русском языке ещё слово смычка, которое обозначает действие от глагола «сомкнуть», «сомкнуться».

А вот в других языках всё иначе: по-итальянски и по-испански – это arco (тем же словом обозначается и боевой лук [от лат. arcus дуга, арка]), по-французски – archet (в то время как «лук» — arc), по-немецки – bogen (так же, как и лук), по-английски – bow (то же, что и лук). Если мы дальше пороемся в словарях, то обнаружим, что ещё во многих других языках «смычок» и «лук» обозначаются одним и тем же словом. Почему же так?

Дело в том, что когда-то смычок действительно выглядел, как стрелковое оружие, т.е. лук: он был дугообразным, а волос, словно тетиву, во время игры натягивали пальцами. Таким смычком играли на древних струнных инструментах (кстати, в Турции чем-то подобным до сих пор играют на народной греческой (или турецкой) скрипке). Существует сейчас и так называемый барочный смычок, применяющийся для исполнения музыки в стиле барокко —  его отличает форма головки, напоминающая стручок гороха, лукообразная (в виде арки или дуги) форма трости, большая жесткость, и более толстая и узкая лента волоса.

Но вернемся к профессиональному классическому смычку. С тех пор, когда он напоминал по форме боевой лук, прошло не одно столетие. За это время несколько поколений музыкантов-виртуозов и скрипичных дел мастеров отшлифовали конструкцию смычка: он всё более выпрямлялся и вытягивался, приобретая постепенно очертания не столько лука, сколько шпаги (сходство с последней, конечно, условное, и все же…). Взамен плавных, обнимающих все струны аккордов, которые так просто было делать дугообразным смычком, постепенно стали появляться штрихи, скорее, «колюще-режущие».

Современный смычок остаётся главным орудием скрипача, но это уже – орудие мирного времени. Разве что иногда в некоторых движениях солиста (во взмахе смычком во время концертов для струнных с оркестром, в блестящих хитроумных штрихах виртуозных пьес) проглядывает доблестное «воинское» прошлое.


Автор статьи: Волоконешникова Л. П.

Юному балалаечнику.

Балалайка — русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, ставший музыкальным символом русского народа. Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, одинарное пиццикато, двойное пиццикато.

Более сложные приемы звукоизвлечения: вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы. Создано семейство модернизованных балалаек — прима, секунда, альт, бас, контрабас. Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент

История балалайки.

Когда и кем изобретена балалайка неизвестно. Балалайка, как гудок, волынка, гусли, почитается одним из древнейших музыкальных инструментов.

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Здесь не так — то все просто, потому, что существует довольно большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры.

Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали, на каком замечательном инструменте они играют.

Однажды, путешествуя по своему имению, молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразила особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку.

Андреев поехал в Петербург, к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента.

Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки.

В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.


Автор статьи: Фёдорова Е. А.

Великие скрипичные мастера.

Амати, Гварнери, Страдивари – известные всему миру скрипичные мастера, жившие в итальянском городе Кремона, и совершившие переворот в этом непростом ремесле. Дело в том, что до середины семнадцатого века скрипки даже близко не обладали привычным нам звучанием, а эти замечательные люди совершили чудо – подарили своим инструментам дивный проникновенный голос, благодаря которому скрипка стала называться «царицей инструментов».

Всё началось с  Николо Амати, потомственного итальянского скрипичного мастера (первое упоминание о представителях этого семейства встречается в летописи XI века). Николо Амати был самым знаменитым представителем легендарной династии, основателем которой был его дед — Андреа. Семья Амати изготавливала не только скрипки, но также и другие струнно-смычковые инструменты. Они являются разработчиками своих собственных технологий — скрипки современного типа были изобретены именно ими.

Николо усовершенствовал инструменты, изготовленные его предками: придал им новый внешний вид и совершенно  изменил звучание. Ему удалось добиться мягкого, необычайно красивого, близкого человеческому голосу (сопрано) звука. Тон его скрипок — нежный и негромкий, а еще их отличают «фирменные» черты — покрытие желтым лаком, дающее ощущение шелковой фактуры, и крупный завиток головки с затейливым  рисунком.

Николо Амати создал школу, где сам обучал будущих скрипичных мастеров. В число бесплатных учеников, служивших ему подмастерьями, входил и его сын Джироламо, последний из династии, и многие мастера,  основавшие затем собственные школы. Среди них — Андреа Гварнери и Антонио Страдивари, которые не только блестяще продолжили дело своего великого учителя, но и довели его до такого совершенства, что даже в наше высокотехнологичное время инструментов, равных скрипкам, изготовленным этими гениальными мастерами, нет.


Автор статьи: Волоконешникова Л. П.

Юному балалаечнику о выдающихся исполнителях современности

Алексей Витальевич Архиповский

Алексей Витальевич Архиповский — советский и российский музыкант и композитор, балалаечниквиртуоз. Окончил музыкальную школу по классу балалайки и Государственное музыкальное училище имени Гнесиных (отделение народных инструментов). В 1985 году стал лауреатом третьего Всесоюзного конкурса исполнителей на народных инструментах. С 1989 года работал солистом в Смоленском русском народном оркестре под управлением В. П. Дубровского. В 1998 году был приглашён в Государственный академический русский народный ансамбль «Россия», под руководством Л. Зыкиной.

В 2002—2003 годах начинает сольную карьеру, сотрудничает с центром Стаса Намина. С 2003 года участник движения «Этносфера», фестиваля «Мамакабо», представляющих современную русскую музыку, не вошедшую в традиционный формат. В 2007—2009 годах участвовал в проекте Дмитрия Маликова «Пианомания», играл на открытии Первого Международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского в Иваново, открывал конкурс Евровидение 2009 года и Олимпийские игры в Ванкувере в Русском доме. Участвовал как солист в фестивалях российской культуры, проходивших в США, Китае, Южной Корее, Германии, Франции, Испании, Болгарии, джазовых фестивалях в России и за рубежом. Играл во многих радио и телепередачах, правительственных концертах и саммитах. В последние годы гастролирует по России, странам ближнего зарубежья.

На сегодняшний день признан многими специалистами лучшим балалаечником России. Его техника захватывает дух, его звук всеобъемлющ. Яркая выразительность в его трактовке традиционных вещей вызывает «мурашки по коже». Уникальное владение техникой игры флажолетами и многими другими техниками.

Алексей использует балалайку 1928 года выпуска, ленинградского производства. Эта балалайка выдающегося мастера Иосифа Игнатьевича Галиниса (1882—1942). Это уже второй инструмент его рук, на котором играет Алексей. Но по признанию самого маэстро инструменты хоть и братья, но совершенно разные. Звук поступает по проводам со звукоснимателя, непосредственно подключённого к балалайке. Используются специальный пьезодатчик и свои звуковые настройки. Приобретая билеты на Алексея Архиповского, зритель получает возможность насладиться невероятным музыкальным и актерским мастерством исполнителя.


Автор статьи: Фёдорова Е. А.

Антонио Страдивари

Антонио Страдивари в музыкальном мире является культовой фигурой. Именно он первым изготовил скрипку тех размеров и формы, которая в ходу и сейчас. Страдивари работал и учился у Николо Амати —  сначала делал черную работу, потом старательно воспроизводил и улучшал скрипки учителя, стараясь найти собственный стиль. Наконец он создал новый тип скрипки, отличающейся от скрипок Амати тембровым богатством и мощным звучанием — на свет появилась модель непревзойденной симметрии и красоты, которая вошла в мировую историю как «скрипка Страдивари».

Это был человек, сочетающий в себе талант и невероятное трудолюбие.  Создание инструментов он считал своей миссией, делом всей своей жизни. Струнные инструменты, изготовленные Страдивари в конце XVII и начале XVIII веков, и сегодня считаются эталонными, лучшими из всех, когда-либо созданных человеком. Секрет подобного превосходства кроется в том, что даже в современном мире некоторые нюансы в дизайне старинных скрипок, порождающие особое звучание, так и остаются под покровом тайны (в том числе и фирменный способ нанесения лака, сохраняющий упругость корпуса). До наших дней сохранились около 600 инструментов мастера, многие из которых находятся в руках талантливых музыкантов, почитающих за честь владеть таким сокровищем.

Страдивари выступил своего рода революционером и новатором в своем деле. Это касается не только дизайнерского исполнения скрипок, но и имеет отношение к изменению устоявшихся правил изготовления виолончелей. При жизни мастера этот инструмент был гораздо большего размера, чем современный аналог, и использовался в основном для проигрывания аккомпанемента в низких регистрах. Страдивари заметно облегчил участь своих современников-виолончелистов, создав инструмент меньших габаритов и усовершенствовав чистоту воспроизводимого звучания.

Учениками Страдивари были его сыновья, но свои профессиональные секреты он унес с собой в могилу. Кстати, Страдивари прожил очень долгую жизнь, особенно для тех времён — 93 года, и создал почти 3 тысячи инструментов, среди которых даже была одна арфа.


Автор статьи: Волоконешникова Л. П.

Юному балалаечнику о выдающихся исполнителях современности

Валерий Евгеньевич Зажигин

Валерий Евгеньевич Зажигин — советский и российский балалаечник;  народный артист России (2005), профессор Российской академии музыки им. Гнесиных.

Валерий Евгеньевич Зажигин – один из наиболее ярких, авторитетных, профессиональных исполнителей на русском народном инструменте – балалайке. Его первым музыкальным инструментом был баян. Однако после окончания школы Валера был буквально очарован звучанием балалайки в руках талантливого тюменского музыканта и дирижера Леонида Федоровича Беззубова, и душа юного музыканта окончательно устремилась к трехструнной русской певунье. В 1963 году Валерий становится студентом Государственного музыкального училища им. Гнесиных. Он попадает в класс выдающегося педагога, профессора, лауреата Государственной премии СССР, народного артиста СССР Павла Ивановича Нечепоренко.

Валерий Зажигин является единственным исполнителем на балалайке, обучавшимся у великого мастера на всех ступенях музыкального образования, от училища до ассистентуры-стажировки. Сам Павел Иванович считал Валерия Зажигина одним из самых лучших своих учеников, наиболее полно освоивших его знаменитую исполнительскую школу. Однако, в отличие от своего наставника, взыскательно принимавшего новые сочинения для балалайки, Валерий уже в стенах Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных явился активным пропагандистом творчества молодых ищущих композиторов.

 Одной из ценнейших черт характера Зажигина – исполнителя является преданность своему инструменту. Валерия Евгеньевича по праву можно назвать верным рыцарем балалайки. Его игру, как правило, отличает изысканная артикуляция, выразительное звучание инструмента, тонкое владение палитрой звуковых красок. Полнокровное освоение и развитие школы П.И. Нечепоренко приносит свои плоды. Количество учеников В. Е. Зажигина – победителей конкурсов различного уровня – приближается к 20-ти. Сам Валерий Евгеньевич – член жюри многих престижных конкурсов, куратор юных балалаечников-стипендиатов программы «Новые имена», участник научно-практических конференций и музыкальных собраний России.

Многие годы В. Е. Зажигин играет в ансамбле с пианисткой Л. С. Готлиб. В качестве солиста Москонцерта (1984—2004) регулярно гастролирует в России, Чехии, Словакии, Японии, США, Эквадоре, Италии, Франции, Германии. Исполняет многие оригинальные сочинения для балалайки, написанные Е. П. Дербенко, В. А. Екимовским, А. Л. Лариным, А. А. Цыганковым, Ю. Н. Шишаковым. Сотрудничает с Муниципальным оркестром русских народных инструментов (Ярославль), ассоциацией «Струны Руси», Ростовской консерваторией.

Особый интерес представляют переложения и обработки шедевров мировой музыкальной культуры, сделанные Валерием Зажигиным. Они подобны инструментовке для оркестра, когда один и тот же форшлаг может исполняться по-разному, приобретая различную тембровую окраску. Произведение как бы расцвечено различными тембрами и, не теряя своей первозданной красоты, становятся наполовину балалаечными, получая на этом инструменте свою вторую жизнь.